Анима и Анимус - новые перспективы. Наш сегодняшний разговор, посвящен важнейшему концепту юнгианской психологии, концепту предопределившим развитие глубинной психологии и открывший иное измерение психической реальности. Для начала - цитата. Это цитата из Евангелия от Фомы. Эта цитата должна послужить стартовой точкой для нашего осмысления реальности Анимы или Анимуса и наметить важнейшие перспективы. Важность этой цитаты еще и в том, что мы можем видеть что проблематика Анимы и Анимуса была известна в древние времена, и уже тогда традиция намечала модель инициатического развития. "Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной, когда вы сделаете глазА вместо глАза, и руку вместо руки, и ногу вместо ноги, образ вместо образа, – тогда вы войдете в царствие. О чем идет речь? Оставим в стороне выразительное описание инициатического опыта известного еще с шаманских мистерий и сосредоточимся именно на "мужеженских" аспектах души. Разумеется о осознанном взаимодействии и интеграции самых отдаленных контрсексуальных компонентов психики, и переход в иной экзистенциальный статус. Открытие АнимыАнимуса Юнгом стало своего рода возрождением идеи духовной андрогинности в современном психологическом дискурсе. В данной заметке мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки в понимании концепта Анимы, и постараемся развернуть эту идею за пределы установленных концептуальных границ. Когда мы говорим об Аниме или Анимусе, необходимо по возможности избавится от излишне узкого их прочтения как неких "идеальных образов". Так Аниму часто понимают только как "Идеал женщины" а Анимус как "Идеал мужчины". Этому "идеалу" противопоставляется негативный или демонизируемый аспект "темной Анимы-Анимуса" как разрушительной и негативной силы. Такая модель может быть эффективна, и даже полезна на определенных этапах осмысления концепта, однако совершенно очевидно что она недостаточна. Правда в том, что Анима представляет совокупность ВСЕХ представлений, гештальтов, проекций, фантазий, страхов и надежд связываемых с женщиной. То же самое представляет Анимус для женщины. Все представления которые формулирует для себя мужчина о женщине или женщина о мужчине это практически всегда проекция Анимы-Анимуса, и абсолютно неважно насколько это представление соответствует или не соответствует реальности. Одно из важнейших прозрений Юнга заключается в том, что мужчина в принципе не в состоянии сформулировать в полной мере РЕАЛЬНОЕ представление о женском гештальте как и наоборот - все представления - будь они абсолютно идеалистические или наоборот обесценивающие, или даже средние и условно (здесь это условно очень важно) соответствующие реальности - это различные аспекты и грани Анимы-Анимуса. С моей точки зрения, в описании Юнгом Анимы и Анимуса есть одна неточность, которая часто приводит к нежелательным последствиям. Для Юнга Анима и Анимус представляют некие простейшие, универсальные и атомарные категории. Другими словами, проявление Анимы всегда "типично" и если субъект сознания является носителем индивидуальности, его Анима (Анимус) являются некоей очень сильной, заряженной но типичной структурой повторяющейся раз за разом в тысяче и одном случае. С моей точки зрения, это утверждение верно только в психотерапевтическом контексте, когда мы говорим о "поврежденной" Аниме или Анимусе - действительно их примитивные формы достаточно схожи. Если мы пойдем дальше, за воображением то увидим что "примитивность" Анимы и Анимуса нисколько не больше примитивности и типичности большинства субъектов сознания. Чтобы это проиллюстрировать, я задам моим читателям один простой вопрос. Как часто, читая разного рода интернет споры, вы ловили себя на том, что по одному-двум сообщениям спорящих вы могли составить полную и весьма типичную и стереотипичную картину относительно автора сообщений. Зачастую, глядя на подобные дискуссии мы ловим себя на том, что только в очень редких случаях мы сталкиваемся с подлинно индивидуальной и парадоксальной позицией автора, в то время как для абсолютного большинства, их, кажущиеся им уникальными и эксклюзивными, ценности, стереотипны, до такой степени что кажется будто их производили на конвейере. Типичность и Стереотипность Анимы-Анимуса связаны лишь с тем что Типичным и Стереотипным является эго-сознание субъекта. В случае, когда мы говорим о подлинно сформировавшейся индивидуальности, достаточно сепарированной от шаблонных моделей коллективного сознания, его Анима (или ее Анимус) являются в гораздо большей степени индивидуальными и автономными субъектам. Анима и Анимус как Маги. Тайна магии - в пространстве взаимодействия с Анимой\Анимусом. Одной из важнейших тайн магии является то, что в некотором смысле своей "магической силой" обладает практически каждый. Секрет в том, что "Магией" обладает не эго субъекта а его Анима (ее Анимус). Магия среднего человека, это черная магия. Говоря о "черной магии" я разумеется не имею в виду те готические фантазии которые окружают это понятие. Быть черным магом это не значит поклоняться Сатане на перекрестке четырех дорог. Быть черным магом, это значит не осознавать (черная в данном случае синоним неосознанного, непонятого) того, как Анима и Анимус плетет свой узор и всецело формирует пространство нашей реальности. Черная магия, или, возможно, для устранения типичных ассоциаций корректнее сказать "слепая магия" заключается в полном не осознавании той абсолютно магической и сверхчеловеческой силы заключенной в конрсексуальных компонентах психики. Такой "слепой маг" всецело проецирует процессы глубинного уровня психэ, и склонен рассматривать все происходящее в его жизни как игру неких абсолютно внешних не имеющих к нему отношения сил судьбы. Так например, Анима-Анимус, всецело детерминирует отношения с противоположным полом. Речь даже не о том, что субъект неосознано выбирает таких партнеров которые будут соответствовать его модели взаимодействия с Анимой-Анимусом. Анима и Анимус осуществляют свою магию тем, что в поле индивида притягиваются только те представители противоположного пола которые подтверждают его базовую модель. При этом, как и всегда в "слепой магии" причина видится исключительно во внешнем объекте. Но более того - магическая СИЛА, Анимы и Анимуса таковы, что они способны "подстраивать" партнершу или партнера под актуальные для субъекта существующие модели взаимодействия с Анимой. Возможно вы замечали, что взаимодействуя с определенными людьми, вы вдруг начинаете проявлять качества которые вообще то вам не свойственны. Абсолютно мирный мужчина вдруг чувствует непреодолимый импульс проявлять себя как деспот а абсолютно здоровая женщина, взаимодействуя с конкретным мужчиной преображается в абсолютную стерву. На более глубоком уровне, конечно подобные зацепки всегда обоюдны – зачастую отдельные части Анимы-Анимуса просто не могут проявится и потому притягивают субъектов с соответствующим проективным запросом. Если вы хотите определить где начинается «слепая магия» Анимы-Анимуса, ответьте на вопрос – где и когда мы начинаем говорить что то вроде «все мужчины» или «все женщины». Неважно насколько это утверждение позитивно или негативно, идеально или обесценивающе, слово «все» указывает на наличие непробиваемой рациональным интеллектом иллюзии, которая сводит представителей другого пола к набору существующих штампов «слепой Анимы-Анимуса». Можно освоить самые тайные магические практики, получить самые высокие посвящения, подлинная магия невозможна до тех пор пока АнимаАнимус существуют в бессознательном режиме. Именно потому в процитированном Фрагменте Евангелия от Фомы, говорится о невозможности «войти в царствие» до тех пор пока мы не стали «мужчиной и женщиной в одном» то есть до тех пор пока Анима или Анимус не восприняты в качестве Абсолютных Других определяющих магические связи и соответствия нашей жизни. Два вопроса об Аниме и Анимусе. Началом работы с Анимой и Анимусом может быть два очень простых вопроса. 1. Если бы вы были женщиной (мужчиной) кем бы вы были? Если представить ваш идеал и антиидеал (женщины или мужчины) как бы она (он) выглядели? Второй вопрос, обычно значительно проще, поскольку в той или иной степени, все наши взаимодействия с противоположным полом детерменированы этими полярно заряженными гештальтами Анимы-Анимуса. Однако, высший пилотаж открывается только в ответе на первый вопрос. Собственно говоря, сама способность ответить себе на этот вопрос, является лакмусовой бумажкой в отношении наличия или отсутствия базовой Оси эго-Анима (Анимус). Забавно, что когда мне впервые задали этот вопрос я практически не сомневался ни секунды – «Если бы я был женщиной я был бы Н.Б». При чем, женщина о которой идет речь предстает для меня не столько идеализированным женским образом, сколько в наибольшей степени выражающим неповторимый характер Анимы. Однако, как показывает опыт, ответить на этот вопрос оказываются способны очень немногие – сама неспособность здесь – прямое указание на отсутствие какого либо адекватного вектора в осознании реальности Анимы и признании ее силы и автономии. Если мы принимаем идею реинкарнации (если не принимаем то вправе интерпретировать реинкарнационный опыт как символический язык души в любом случае имеющий свою ценность) то совершенно очевидно что наша «световая сущность» может воплощаться в разных телах и несет в себе опыт разного пола. Восприятие. Еще более высоким уровнем восприятия является способность видеть Аниму-Анимус другого человека. Для магически неподготовленного человека, это может показаться невозможным и к сожалению нет фиксированных ритуалов которые могли бы развить этот навык. Секрет восприятия в том, что нам не нужно его искусственно «развивать», скорей, для адекватной работы восприятия следует устранить собственные проекции (надежды и страхи прежде всего) и сохранять режим открытого сознания. Продвинутой практикой в режиме открытого сознания будет способность увидеть Аниму (Анимус) другого. Если мы обладаем этим навыком, мы никогда не ошибемся в отношении другого человека, поскольку, все что демонстрирует субъект на уровне эго-персона является не более чем меняющейся и иллюзорной формой, в то время как Анима-Анимус являются реальными доминантами души. Увидев нового человека в вашем кругу общения задайте себе вопрос – а какова его Анима-Анимус? Допустим речь идет о мужчине и его аниме. Она красива или безобразна? Она глупа или умна? Она слепа или зряча? Она уверена в себе или унижена? Какое имя вы дали бы Аниме-Анимусу вашего собеседника (собеседницы)? Если бы эта Анима была бы женщиной – вы стали бы с ней делиться секретами? Если бы этот Анимус был бы мужчиной – вы хотели бы пообщаться с ним за кружкой пива? Такие простые вопросы, которые мы задаем в себе получают мгновенный ответ если наша собственная связь с Анимой (Анимусом) не поражены тленом и не отравлены ядом. Важнейшей психической гигиеной является способность видеть «пораженные» Анимы и Анимусы и избегать взаимодействия с их носителями. Привыкнув задаваться этим вопросом, вы очень скоро поймаете себя на том что знаете о людях гораздо больше чем они хотят показать. Как часто Анима внешне доминантного мужчины, представляет собой жалкую, затраханную бабенку с тенденциями алкоголички а Анимус внешне успешной женщины это отвратительный паук-деспот парализующий любую творческую основу. Человек со здоровой, творческой и индивидуальной контрсексуальной доминантой. Еще одной психологической практикой работы с Анимой (Анимусом) является анализ своих отношений с противоположным полом с установкой правильной причинно следственной связи – то есть не «эти отношения таковы потому что таков другой субъект» а «эти отношения таковы потому что субъект в чем то соответствует моей аниме или анимусу». На этом пути также можно узнать много интересного. Анима-Анимус и Самость. На высшем уровене, Анима-Анимус как это писал Юнг преобразуются в «функцию связи с Самостью». К сожалению, схематичность этого описания не позволяет в полной мере ощутить всю красоту высшей реализации Анимы-Анимуса. Фактически, это означает что Богиня (Бог) начинают непосредственно проявляться в наших душах во всем их сиянии и великолепии. Анимама и Панимус. На самом примитивном уровне, Анима находится в неразрывной слитости с материнской фигурой а Анимус тотально поглощен отцовским образом. Одной из базовых задач индивидуации, является отделение фигуры Анимы от Материнского имаго а Анимуса от имаго отцовского. Для тех чьи отношения с родителями были изначально здоровыми этот процесс часто происходит абсолютно естественно, но когда здесь имеются травмы процесс сепарации одного от другого занимает годы и даже десятилетия. Критерием слитости родительских и контрсексуальных доминант является онтологическая пассивность субъекта. Неважно говорим мы о идеализируемых или ненавидимых родительских образах, Анима слитая с матерью и Анимус слитый с отцом (Анимама и Панимус) всегда выдают глубоко пассивный, провиденциалисткий тип мышления при котором субъект не обладает индивидуальной волей. Чем больше разделены эти архетипы, тем больше возможность равного взаимодействия с Анимой и Анимусом, тем больше целостность обретаемая в процессе духовной практики. А подлинная магия начинается когда сама жизнь становится такой духовной практикой и все что с нами происходит осмысляется в символическом измерении. "